среда, 13 апреля 2016 г.

Куябрик

Куябриками называют кованные ножи, рукоять которых сформрована загнутым хвостовиком. Также их называют белевские ножи, кельтские ножи. Такой нож прост в изготовлении и требует только работы кузнеца.

август 2014г.

Первым ножом который я решил отковать был избран куябрик. Основная причина - не надо морочиться с рукоятью.  Оставалось найти подходящий материал - рессора, напильник, подшипник. Но рессоры давно на дорогах не валяются, их моментально сдают в металолом. Напильник тоже нечастый гость в дорожной пыли или на свалке. К тому же прослышав про дрянные китайские напильники я понял что покупать тоже не вариант. Оставался только один надежный источник качественной стали - подшипник. Который собственно тоже не очень то доступен нахаляву. Немного потратившись я купил замечательнейший подшипник, кажись ступичный от УАЗа. И в полном ощущении причастности к великому таинству кузнечного дела, понес покупку в импровизированную кузницу.

Горн еще раз подвергся модификации, на этот раз небольшой. Были поставлены несколько кирпичей чтоб сформировать закрытую топку. Немного поправив колосник, я приступил к разделке туши подшипника. Внешняя обойма была распилена и засунута на разогрев. Целиком. Работа закипела! Я лихо лупил по раскаленнй обойме своим килограммовым молотом.

А она, зараза, реагировалао крайне слабо. Я был невероятно удивлен. Подшипниковая сталь почти нехотела деформироваться даже будучи раскаленной! Шесть долгих часов я сражался с обоймой подшипника, пытаясь заставить ее превратиться в желанный куябрик. Три раза я останавливался с ощущением "все, наковался, брошу нахрен". В эти моменты призрак трудоголизма начинал маячить с новой силой, и я напряжением воли заставлял себя вернуться к работе со словами "вот докую до конца и тогда брошу". В процессе я постоянно что-то напевал чтоб держать ритм. Даже матерно и пошло исковеркал народную песню про кузнецов. Куябрик постепенно вырисовывался но получался несколько крупноватым. Сказывалось отсутствие опыта по оценке необходимого объема материала.

Шесть часов я не замечал времени. Остановился я только когда получился куябрик.

Я бы даже сказал куябрище.
Августовский вечер догорал в горне.
Прохладный ветерок приятно щекотал кожу, мышцы обещали начать болеть не позднее чем завтра. Я медитировал глядя на остатки подшипника.
Что творилось в душе описать сложно. Пожалуй немного похоже на ощущения  когда я вышел из аудитории после сдачи диплома. Только мандража меньше. Теперь стало совершенно ясно что это занятие мне по плечу и более того оно мне безумно нравится. Еще стало понятно что нужна кузня. Зимой ковать под ооткрытым небом затруднительно все же. Помещение под кузню было - 20 лет не функционировавшая баня. Ко времени описываемых событий забитая дровами под самый потолок.
Да, так выглядела моя будущая кузня. Я прекрасно понимал что объем работ по обустройству предстоит немалый. Но остановиться я уже не мог. Забегая вперед скажу что я даже не представял количество трудов которое предстоит вложить в кузню. Сейчас, оглядываясь назад, я прихожу к мысли еслиб знал - не взялся бы. Но я не знал. Краткий отчет про обустройство будет в следующий раз. Заглядывайте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий